Активизм или вандализм: кто и зачем нападает на картины великих художников
Политический протест: картины, пострадавшие от вандализма
История искусства знает множество случаев вандализма, когда произведения искусства становились объектами нападения. Одним из таких случаев было нападение на картину Пабло Пикассо «Герника» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1974 году. Молодой художник Тони Шафрази написал на ней надпись KILL LIES ALL, присоединившись к акции протеста против войны во Вьетнаме. Художник протестовал против досрочного освобождения лейтенанта американской армии, обвиняемого в массовых убийствах мирного населения во Вьетнаме. Надпись удалось быстро смыть, и картина не пострадала.
Еще одним из известных случаев вандализма стало нападение на картину Рембрандта «Даная» в Эрмитаже в 1985 году. Вандал Бронюс Майгис испортил полотно серной кислотой и ножом, повредив живот и бедра изображенной фигуры. Картина была серьезно повреждена, и на реставрацию ушло 12 лет.
Еще одним из известных случаев вандализма стало нападение на картину Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» в Лондонской национальной галерее, когда на нее были произведены выстрелы из ружья. Картина была повреждена, но реставраторам удалось восстановить ее.
Вандализм в отношении картин не остался незамеченным и в более поздние годы. Так, в 2012 году 22-летний Уриэль Ландерос испортил картину Пикассо «Женщина в красном кресле» в музее The Menil Collection, добавив на нее трафаретную надпись и изображение матадора. В результате он был приговорен к двум годам лишения свободы.
Вандализм в отношении картин становится все более распространенным, приобретая новые формы и мотивы. Недавние случаи нападений на произведения искусства в различных музеях мира показывают, что протестующие и активисты используют вандализм как способ привлечь внимание общественности к своим идеям и требованиям.
Вандализм в отношении картин — это не только преступление против искусства, но и против общества в целом. Повреждение произведений искусства оставляет не только материальный, но и эмоциональный след, оскорбляя чувства верующих, любителей искусства и просто всех, кто ценит красоту и творчество.