Кого подростки считают героями своего времени
Исследование идентификационных моделей подростков и молодежи
Исследование «Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» проводили среди тинейджеров 16-18 лет в два этапа: в 2000-2001 и 2014-2015 годах. В нем приняли участие 512 юношей и девушек (в равных долях) из семей с разным социально-экономическим статусом Москвы, Екатеринбурга, Красноярска и Московской области. Результаты опубликовали в конце прошлого года. Почему мы говорим о них сейчас?
Участники первого исследования превратились из подростков во взрослых людей со сформировавшимся мнением и политическими взглядами. Именно эти люди сегодня составляют большой процент социально активного населения. Какие идеалы и ценности были заложены в них в детстве и юности? И как это связано с их отношением к жизни сегодня? Как далеки друг от друга два поколения и в чем сходство? На эти вопросы мы и попытались найти ответы.
Интервью с Еленой Белинской
SoulBalance: О каких героях идет речь в вашем исследовании? Кто это такие?
Елена Белинская: Это некие идеальные образы, которые ищут для себя подростки. Героями могут быть люди реальные или вымышленные, чье мировоззрение или взгляды близки, кто вызывает у подростка уважение и желание подражать. У Маяковского в поэме «Хорошо!» есть строчки про юношу, который решает, «сделать бы жизнь с кого». Вот эта необходимость с кем-то или чем-то идентифицироваться — классическая особенность возраста. В ранней юности мы ищем людей, которые помогают нам в формировании индивидуального мировоззрения, персональных ценностей, Я-концепции. И вот нам, социальным психологам, было интересно посмотреть, «с кого делают жизнь» нынешние молодые.
...
Как изменилось представление о герое у подростков спустя 15 лет?
На этот раз рассуждать об идеалах не отказался никто. Но число героев «среди нас» снизилось вдвое. Образец для подражания подростки (около 30% опрошенных) видят не в конкретных знакомых, а в неких абстрактных образах. В которых, кстати, нет ничего героического: «это обычный человек», «такой же, как все», «он не выделяется ничем, у него есть мужество просто жить», «он живет здесь и сейчас». У этого собирательного героя нет профессиональных качеств, за одним исключением: он делает карьеру.
...
Родители могут как-то поучаствовать в поиске идентификационных моделей? Как-то помочь своим детям сориентироваться?
Не надо бояться показывать ребенку свою оценку реально действующих людей. Не скрывайте свое уважение, восхищение. Обращайте внимание своего 5-10-15-летнего ребенка на чужие поступки, действия: «Я восхищаюсь этим человеком. Как он смог достичь, суметь, быть таким… Как Маша (моя подруга) это выдерживает (некие трудности)! Какая она молодец, что решилась на этот мужественный шаг!» Мне кажется, мы редко показываем детям свое позитивное отношение. Хотя у нас такие знакомые, безусловно, есть перед глазами. В ситуации ценностного разноголосия, а иногда и ценностного вакуума эти реальные фигуры должны быть осязаемы. Если мы, взрослые, кем-то конкретным восхищаемся, тогда места для осколочного, случайного выбора остается меньше.
Об эксперте: Белинская Елена Павловна — социальный психолог, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова.